>>конкуренция выше, а потому и цены выше?
Вы никогда не задумывались, почему даже торговля стремится укрупниться до огромных сетей - то есть рынок двигает ее в сторону снижению конкуренции? Почему укрупняется практически любое производство?
А всё очень просто - чем крупнее система, тем ниже у нее издержки на единицу продукта. Эффект масштаба.
Ну как вы думаете - чем дешевле перевезти 20 тонн груза, одним 20-тонным контейнеровозом Скания или 30 "каблуками" Пыжот-партнёр? Да, 30 каблуков и 30 их водителей могут до посинения
конкурировать друг с другом за право возить груз и демпинговать при этом - но они не могут везти груз дешевле, чем им обходятся издержки (если грубо - топливо, амортизация машины плюс водиле минимум покушать). И вот на рынок выезжает 20-тонная Скания, у которой
издержки на тоннокилометр В РАЗЫ НИЖЕ, чем у любого самого оборотистого владельца Пыжота. Да владелец Скании может хоть 100% прибыли заложить - у него все равно тонно-километр будет дешевле. И все пыжотовладельцы идут куда? Правильно - туда, куда указал Полонский. Конкуренция закончилась - укрупнение победило, предложив самую низкую цену. Такую низкую, какую "конкурентная среда" не может предложить в принципе.
Гигантские сетевые магазины вроде Волмарта предлагают такие низкие цены, что конкурентная среда просто вымирает, не в силах работать на таких низких ценах. Волмарт ведь очень долго развивался именно по такой схеме: он приходит в небольшой городок, где до него была конкурентная среда из десятка или более магазинов. Он с порога предлагает более низкие цены и ассортимент, который перекрывает 95% потребностей местных. И на этом конкуренция заканчивается, поскольку все остальные магазины - банкроты, они таких низких цен предложить не могут. А почему не могут? А потому, что у них и кредит дороже (ибо мелкий), и закупочная цена товара выше (ибо партия мельче), и издержки логистики больше (привет примеру со Сканией и Пыжотами).
"Высокая конкуренция" - это эвфемизм, которым обозначают много мелких агентов рынка (продавцов или производителей - не суть важно). У мелких продавцов товар всегда будет дороже, чем у монстра вроде нашей Ленты или Пятерочки. У мелких производителей колбасы оная колбаса имеет заведомо более высокую себестоимость, чем у какого-нибудь огромного Микояновского комбината - и соотвественно при той же норме прибыли ее цена будет выше.
В пределе максимальная эффективность там, где конкуренции вообще нет - поскольку там масштаб максимален. Забавно, но факт.